Дракон
Draco - вариант написания названия Дракона по латыни
Другие названия: Dragon - написание названия Дракона по-английски
Drákon - вариант написания названия Дракона латиницей, транслитерация греческого названия Дракона
Δράκων - написание названия Дракона по-гречески
Дракон — это плод спора трех пьяных магов по поводу ответа на вопрос о том, могут ли летать крокодилы. Шутка
Есть ряд образов, писать о которых что-либо для продвинутой аудитории — дело заведомо неблагодарное. К таковым образам-персонажам я отношу многих, но в первую голову — эльфов, вампиров и драконов. Суть проблемы в каждом случае состоит в том, что: — во-первых, имеется богатейший пласт аутентичной (исходной, архаической) мифологии, т.е. собственно народных рассказов, легенд, верований, примет и т.д. по каждому такому образу. Понятно, что, как и положено народной фантазии, достаточно свободной от всякого рода рамок и ограничений, в своем мифологическом существовании эти персонажи имеют множество имен собственных (которые часто вытесняют родовые наименования) и ведут достаточно свободный образ жизни. В результате чего персонажи с одинаковыми именами в разных районах-регионах могут играть совершенно разные роли. Это с одной стороны, а с другой — в соседних областях под разными никами* могут фигурировать персонажи, в типовых ситуациях действующие одинаково. — во-вторых, наложение обширного мифологического материала, который многократно обрабатывался и систематизировался еще в седой древности (вспомним религиозную "систематизацию" египетских мифов Эхнатона* и литературную обработку греческого материала Гомера*), на книжную культуру средневековья (бестиарии, жития, алхимическая символика), на рыцарскую-городскую-современную геральдику, на литературную традицию от произведений Возрождения до современной фэнтези и плюс еще виртуальные миры компьютерных игр — все это увеличивает объемы исследовательского материала не в разы, а на порядки. Наличие же научных, околонаучных и научно-популярных статей далеко не всегда упрощают ситуацию, часто либо гипертрофируя одну из сторон изучаемого объекта, либо чрезмерно все утрируя и упрощая, либо целенаправленно издеваясь над общепринятыми нормами и стандартами. — ну и в-третьих, у каждого продвинутого читателя есть свой особенный багаж любимых источников и свой собственный, нежно выпестованный образ эльфа-вампира-дракона. И посягнуть на него — святотатство! Всё это я смиренно признаю и потому трепещу... Но вот только дерзости человеческой (равно как и глупости) Бог предела не положил. Посему, помолясь, приступим. Как учат мудрые люди, при изучении любого предмета или явления весьма полезно выделить некие стадии, поэтапное прохождение которых позволяет шаг за шагом приоткрывать завесу над исследуемым феноменом. В связи с этим предлагаю начать с анализа драконьих имен, которые наглядно демонстриуют природу и суть драконов, затем проследить как менялось отношение к драконам (и от культуры к культуре, и от страны к стране), после чего попытаемся выявить некие инварианты в рамках морфологической и географической классификаций драконов и закончить все это дело посильным обзором фэнтезийно-компьютерных вариаций драконьего племени. Итак, Ergo nominor... Draco! Жаль, что "Драконологию" в школах или вузах не преподают. По ней можно было бы изучать географию, историю, литературу, культурологию (так называемое МХК) и даже начала сравнительной лингвистики. Да, этимология драконьих наименований интересна и сама по себе, и зело познавательна в аспекте выявления региональной специфики разных драконов. Вообще, ономасиологический анализ, который занимается изучением того, что, как и почему называется так, а не иначе, позволяет выявить и зрительно-образные доминанты в восприятии дракона, и те смыслы, которые народы вкладывали в эти образы. Таким образом, делим мир на континенты — и поехали! Антарктида — драконов нет, ибо климат крайне не соответствует. Австралия — драконов нет, наверное, сумчатые не дали эволюционировать (единственный возможный, но крайне маловероятный аналог — Буньип). Америка Северная — как таковых драконов нет, но индейцы знают рогатых змей, а я не знаю, относить ли их к драконам. Америка Южная — драконов практически нет; думается, сразу их (известных как "амару") уничтожали древние виракочи, во времена инков им не давали развиваться, делая девочкам клиторальное обрезание (змей-дракон считался "жизненной силой Создателя" (*), клитор — его женский аналог), а финальный амару (инкский дракон) сгинул со смертью Тапака Амару, "Дракона Бога", последнего императора инков. Африка — своих драконов, за редким исключением, нет; Египет ни в счет (тем более, что тут только локально апокалиптичный Апоп и крокодилоподобный Себек); амфисбену же конкретно относим к средиземноморско-геральдической традиции. Остаются полицивилизационные Европа и Азия. Сие закономерно, ибо рождение драконов, как говорят ученые, тесно связано с достаточно поздним этапом в развитии общества, требующим сильной политической организации и больших человеческих ресурсов — с ирригационным земледелием, т.е. с организованной практикой соединения двух стихий: плодоносящей земли и оплодотворяющей воды. Если это предположение ученых верно, то становится понятным отсутствие могучих драконьих образов в родоплеменных (хотя я и не люблю это понятие) обществах Австралии, Африки (и в Египте, кстати, где Нил сам все прекрасно орошал) и в обоих Америках. Центральную Америку считаем третьей и о ней попробуем рассказать несколько позже, а Антарктиду вообще оставляем за кормой. Европа Изучение европейского ареала драконских имен дает нам три основных группы корней, доминирующих в славянских, германских и романских странах. Понятно, что это без учета как имен собственных, так и целого ряда широко используемых родовых наименований дракона (прежде всего в балканском и кавказском регионах). Исконно славянским именем для дракона является слово "Змей (Змий)". Как утверждает этимологический словарь М.Фасмера, слово сие является праславянским эвфимистично-тибуирующим и означает того, кто "ползает по земле", "земляной". До переводов Библии на русский язык этот термин почти единовластно (об исключениях см.ниже) правил на славянских землях. Начиная с переводов Максима Грека (XVI в.) "змей-змий" начинает соседствовать с драконом (**); причем соседствовать буквально — в текстах зачастую встречались такие практически кеннинги "змий-дракон" или "драк-змей". А в XIX веке, видимо в связи с унификацией российской геральдики в соответствии с общеевропейскими нормами, "змей" уступает свое место "дракону". Впрочем, у сербов, хорватов и словенцев до сих пор сохранилась традиция называть дракона "змеем" (сербский и хорватский змај, словенский zmaj; ну еще и у чехов частично осталось zmek). А у белорусов (которых Топорков вообще называет заповедником древней мифологии) сохранилось слово "Цмок". В противовес "Змею", делающему акцент на "земляной" природе дракона, "цмок" указывает на водную стихию. Ибо "цмактаць" означает "высасывать, осушать, лишать воды, влаги" (хотя есть версия заимствования этого слова из германских языков: ср. англосаксонское snаса, английское snake – "змея"). Знакомо это слово и болгарам (смок, цмок), и словенцам (smo°k), и полякам (smok), и чехам со словаками (zmok), да и в церковно-славянском языке это слово присутствует (смокъ). Со славянским Драконом-Змеем, который очевидно "земно"-"водное" создание, семантически связан древний германо-скандинавский Дракон-Червь. Он же Ormr, он же wurm (старонем.), он же wyrm (древнеангл.). Кто знает современный английский, для того очевидна связь со словом "worm" – червь (надо бы, конечно, уточнить собственно этимологию того самого слова "Ormr", да кто же поможет?). Скорее всего, что первоначально это такой же ползающий безногий гад (для справки — праславянское *gadъ означает "отвратительное животное"), как и славянский змей. Вспомним Йормунганда, чье имя переводится как "великанский посох" (кеннинг – "морская нить"), или Фафнира, которого Сигурд подловил в специально вырытой яме, когда тот проползал над ним. Черви-ползуны, короче говоря. Хотя на старинных изображениях лапки им иногда пририсовывали, это да. Интересно, что в современных Интернет-классификациях драконьих видов по внешним (морфологическим) признакам периодически возникает некто "гивр" — сугубо змееобразный, т.е. безногий и бескрылый типаж. Подозреваю, что корни его растут именно от вирмов-вурмов (ну, или от гидры). Если это так, то фэнтезийный гивр гораздо ближе к истокам, нежели немецкий геральдический линд-вурм, который может обладать и лапами, и крыльями, и тем и другим вместе. Чтобы убедиться в этом, достаточно беглого знакомства с геральдикой городов немецкоязычных стран. Итак, у славян — Змей, у германцев — Червь, а в романских странах — Дракон. Если вдруг кто не знает, то хотя распространению "дракона" в Европе (и дальше по миру) мы обязаны конечно Риму, но родиной "дракона" является все же Древняя Греция. Уже общеизвестно, что "драконами" (Δράκων) древние греки называли всяких змееобразных монстров да и просто огромных змеев (просто змеи — Όφιξ), поставленных сторожить священные места (Пифон, Ладон) или объекты (Дельфина, Колчис). Исходя из этой охранной функции их и называли "драконами", что значит "ясновидящий", в смысле "неусыпный" (от корня *derk- «смотреть, следить»). В этом смысле забавна аллюзия с криминальным институтом "смотрящих". Подчеркну, что при всем богатстве и разнообразии всевозможных персонажей (Тифон и Гидра, Эрихтоний и Кекроп, Ехидна и Медуза Горгона) Древняя Греция не знала летающих, крылатых драконов. Пожалуй, единственное исключение — это драконы, запряженные в колесницу, которую Деметра подарила Триптолему, дабы тот распространял по миру навыки земледелия. А. Тахо-Годи называет их "крылатыми драконами" (174), но графика обычно рисует крылатой саму колесницу. Драконы же обычно рисуются безкрылыми — крылья "приделаны" к ступице колесницы (см. например фрагмент росписи краснофигурного килика начала 4 века до н.э., расположенного в Ватиканских музеях Рима, где Триптолем восседает на колеснице, запряженной драконами). Да, уважаемые коллеги, архаическая мифология не знает крылатого дракона! Есть у меня подозрения, что первым обрел крылья геральдический дракон, в смысле римский геральдический (греки помещали на свои щиты устрашающие портреты Медузы Горгоны или лернейской Гидры) — т.е. не щитовой (все помнят про унификацию легионерского обмундирования), а штандартный. Идея ужасающего дракона могла быть позаимствована у персов (про ирано-персидские ужасы см.ниже) и подкреплена, скажем, сарматами с их специфическими штандартами, которые (как флюгера-рукава на аэродромах) на ветру надувались и издавали деморализующие звуки (***). На доступных мне изображениях драконариев (знаменосцев древнеримских когорт) присутствуют именно такие сигны — трубообразные штандарты ревущих (распахнувших пасть) драконов. Думается, что логика здесь такая: трепущущий на ветру штандарт — летящий геральдический даркон — натуральная крылатая бестия. По итогу напрашивается мысль, что воспринятый римлянами от сарматов штандартный дракон имеет китайское происхождение... Хотя китайский лун, как известно, крыльями обычно не обременен. Ну, откуда бы ни росли ноги у древнеримского дракона, именно когорты Вечного города разнесли это слово по Европе. Другой вопрос, что мне не до конца ясно, насколько сильным оказалось военно-геральдическое воздействие по сравнению с церковно-библейским. Ну да об этом чуть позже. А сейчас достаточно будет зафиксировать тот факт, что сегодня практически любой словарь европейского языка в том или ином варианте содержит слово "дракон". Правда, наличие каких-либо альтернатив или синонимов этому слову, как мне видится, очень плотно завязано на длительности пребывания конкретных территорий под римским "цивилизирующим" воздействием. Берем кельтов с иберами, которые первые познакомились с римской аккультурацией. Пиринейский полуостров: и португальцы (dragão), и испанцы (dragón), и каталонцы (drac) говорят в русле римской парадигмы (здесь только баски со своим Erensuge отличились). Континентальная Европа или Бывшая Галлия — dragon, dragun, dargon. Это все по-французски, два последних слова — на старофранцузском. Кстати, в Лангедоке* духи стихий назывались drac, в остальной Франции — drog (377). Британские острова, позже всех познавшие "римские прелести": валлийский дракон — Ddraig (как всем известно, на гербе Уэльса находится красный Y Ddraig Goch), ирландский — dragon и только вроде в гэльском (шотландском), как поговаривают, осталось свое слово Arach. Единственное исключение из кельто-римского правила. Только вот не совсем ясно, кельтский здесь корень или пиктский (так называемый "пиктский зверь" до сих пор остается непоименованным). В общем, римляне уехали, а "дракона" всем оставили. Еще что обратило на себя мое внимание — на этих кельтских территориях дракон обычно... животноват. В смысле — неразумен, простая бестия и тварь. Животное. Даже его использование в символике независимости (Уэльс) или военно-политической власти (Пендрагон) как-то не скрашивают впечатления. В германских языках дело обстоит получше. Здесь наблюдаем четкое членение дракона на: 1) тварного (немецкий Drache, австрийский Drach`n, датский и норвежский drage, исландский dreki, шведский drake [у них же lindorm], английский dragon, древнеанглийский draca), 2) геральдического (австрийский и немецкий Lindwurm) и 3) мифологическо-червеобразного, которого рассматривали выше (Ormr, wurm, wyrm). Этимологическая связь геральдического дракона со своим мифологическим собратом очевидна (исключение составляет английский Wyvern, выводимый из латинской змеи «vipera» (49)). Почему же "животный" дракон называется иначе? Проповедническое влияние Церкви и житий святых, где Drache жил не на гербах, а в речках и на болотах? Вполне вероятная версия. Славяне в этом смысле оказались достаточно независимы. У нас тебе и цмоки, и змии, и драконы.То же и с финскими народами. Суоми пользуются понятием lohikäärmettä (вкупе с draakki, dragoni). Эстонцы говорят lohe, lohemadu, lendav madu или tuuleuss (крылатый дракон отдельно), а то и просто draakon. Куда ж от последних деться? Если не римляне с католиками, то Византия с Библией. А в последнее время и литература с компьютерными играми. Хотя есть в финской мифологии демоническое существо по имени Ajattar (Aiatar, Ajattaro или Ajattara), также известный как "Дьявол из леса". Это злой дух женщины, который проявляется в виде змея или дракона. Ajatar считается матерью дьявола. Она распространяет болезни и эпидемии; тот, кто увидит ее — заболеет. Говорят, она связана с литовским Айтварасом и чем-то напоминает Тиамат (******). Но самые непонятки имеют место в Карпато-балканском регионе, ибо понамешано тут... Однако работаем сейчас как лингвисты, потому хотя бы перечислим: Албания — болла (bolla) и кучедра (kuçedra), Венгрия и Закарпатье — шаркань (sarkany или šarkan), Румыния — балаур (balaur, от праиндоевропейского корня *bel- "сильный" или *bhel- "нарастать") и збуратор (zburător, от zbura "летать") (****), Болгария, Сербия и Македония — (х)ала (от турецкого yılan — "змея"). Кроме того, почти всем южным славянам знакомы драконоподобные чудовища "ламjа" или "ламя" (от древнегреческой ламии — Λαμία) и похожий на них монстр аджаjа, он же аждаjа (из тур. ejderha, которое в свою очередь от ираноперсидского дракона Аждархи). Это не считая известных здесь в разных вариациях drak'онов и zmeu'ев. Сугубая особенность почти всех перечисленных персонажей заключается в их очевидной атмосферной фиксации (тучи, дождь, град) и змеином происхождении (возникают из змей, которые долго не видели человека) (*****). Вот такой потрясающий микс греческих, романских, славянских и турецких корней — трогательное единение европейской и азиатской традиций. Вот к последней сейчас и перейдем. Азия На азиатских просторах выделяются несколько корневых парадигм в обозначении Дракона, главными среди них следует признать следующие: 1. тюрко-китайская, 2. ирано-персидская, 3. индийская. В Средней Азии, в монгольских песках и в Поднебесной империи драконьи номинации возникли на базе древнетюркского слова uluğ, которое обозначало нечто "большое и страшное". Именно отсюда идут корни китайского дракона, которого мы зовем "лун" (龍, 龙 или long) и которого сами китайцы отличают от пятого знака в своем 12-годовом цикле (辰, chén или "чэнь"). Как известно, китайские драконы в подавляющем большинстве своем сильны, мудры и справедливы. И потому (или поэтому? где причина и где следствие?) являются символами императорской власти. Аналогичные роли они исполняют и в других дальневосточных странах, попавших под окультуривающей воздействие Китая — в Корее (용, yong или "Йон"), во Вьетнаме (龍, rồng, long или "Ронг"), в Японии (собственно японский tatsu, древний японский ta-tu [понятно татуировки откуда идут?], заимствованные из Китая 1) 竜, ryū, ryō или "Рю" и 2) ) 龍, lóng или "Лун", буддизмом принесенный из Индии (ナーガ, nāga или "Нага"), ну и англоязычный Dragon). Да, а монголы называют его просто Luu (от кит. лун через древнеуйгурск. luu), что значит и "дракон", и "змея" (у них и в правду драконы и в половину не так умны, как в Китае - сделать ссылку на большую черную книжку). Но это только по одной, более поздней, версии, где драконы (здесь уже лусы, лусут, лусат, лусын, лусан, лосон) являются ездовыми животными громовержца. По другой же сам монгольский громовержец и владыка водной стихии — дракон. Гром — это его рёв или скрежет зубов, а молния возникает тогда, когда он быстро свивает и распрямляет свой хвост (174). Среди прочих народов, в том или ином варианте исповедующих этимологическую концепцию "большого и страшного" следует отметить казахов, киргизов, крымских татар, турухменов и ногайцев (uluw), альайцев и телеутов (ulΐ). Впрочем, у этих народов драконы многочисленны и разнообразны — сказывается близость кавказского "котла народов". Об их связи с Кавказом в интересующем нас аспекте говорит "рыбная" семантика грузино-армянских ви(е)шапов — վիշապներ, которых называют "рыбами-драконами" и считают потомками Ажи-Дахаки (174). Вообще, вешапи были известны еще со времен Колхиды, где изображались в виде огромной рыбы. Различают белых, красных и чёрных (наиболее сильных) вешапов, который часто бывают многоглавы. Связанные с водной стихией, вешапи похищают воду из колодцев, рек, озёр, за пользование водой требуют принесения в жертву девушек. Они поглощают солнце, враждуют с добрыми героями, но, в конечном счёте, терпят от них поражение. В том же русле идут абхазский агулшап и адыгейский бляго. Это с одной стороны, а с другой — уйгурские, туркменские, узбекские и частично казахские драконы, прямо называемые balΐq, т.е. "рыба". Для уточнения в ряде куманских диалектов говорят ker-balΐq, что значит "огромная, небывалых размеров рыба" или "ужасного вида водное существо". Хотя в целом в современных тюркских языках смысл слова uluw трактуется по разному, как водное или летающее животное, либо как хищник из семейства кошачьих (377). Семантика "ужасности", "чудовищности" четко поддерживается в ирано-персидском корне, широко используемом многими народами для наименования драконов. Этот корень — azi, что переводят как "чудовище", "дракон" (родственно санскритскому "*ahy" (-ahi); например, "волшебный змей" — अहितुण्डिक или ahituṇḍikaḥ). Ажи — это враждебные человеку порождения Аримана. Если Ариман их прародитель и бог, то их вождь и повелитель — Ажи-Дахака, который, как и Тифон, хоть и заключен до поры до времени под горой, но сумел дать жизнь целому ряду монстров — аждархов, которые распространились по миру от Балкан до самых дальних уголков Средней Азии (эжде́р, эждерха́ — у турок, аждархо́ — у узбеков, аждарха́ — у туркмен, ажыдаа́р — у киргизов, аждаha — у казанских татар, азербайджанцев, казахов (у последних — также айдага́р), аздяка́ — у татар-мишарей, аждарха́ — у каракалпаков, аждаha — у башкир, аздага́ — у ногайцев, а также таджиков — аждаха́, сербов — аждайя и болгар — аждер). Эти всевозможные аждархи укоренились на завоеванных территориях настолько плотно, что практически вытеснили все иконные корни драконьих наименований. Ну как римский дракон в Европе. Пожалуй, единственный (хоть и инверсированный) вариант дает нам современный ассирийский язык, где древнее чудовище Huwawa (он же Хумбаба, с которым в свое время сражался Гильгамеш) стало "змеей". В рамках промежуточного итога наших размышлений, констатируем, что здесь драконы, с одной — стихийной — стороны, еще жестче связаны с водой (особенно тюркские), а с другой — с «моральной» — образы эти крайне полярны: чудовищно-демонические в Ирано-туране и божественно-мудрые в Японокитае. Промежуточное положение между двумя обозначенными регионами (и в географическом, и в морально-этическом аспектах) занимает Индия со своими драконами-нагами. Тому умнику, который захочет оспорить у нагов право называться «индийскими драконами» (а также бирманскими, индонезийскими, малайскими, тайскими, камбоджийскими), я советую обратиться к «Махабхарате». Если точнее, то к фрагменту о великом жертвоприношении змей: ...не могу перечислить всех, что погибли в пылающем огне. Среди этих змеев были семиглавые, двуглавые, а были и о пяти головах. Этих ужасных существ, чей яд был столь же губителен, как пожар всеразрушения, приносили в жертву сотнями тысяч. Все они обладали огромной силой и были такой громадной величины, что, когда поднимались на хвостах, напоминали горные вершины. Некоторые из них достигали длины в целую йоджану, а некоторые даже и в две йоджаны. Они могли принимать различные облики и переноситься, куда пожелают, а их ужасный яд мог спалять, как пылающее пламя. Но и они обрели свою смерть в этом великом жертвоприношении... Махабхарата, или Сказание о великой битве потомков Бхараты (337) Оно, конечно, наги – это «змеи», но только этимологически (नाग — кобра или некий особый вид змей). Как мы уже успели убедиться, не все то змея, что в два метра длиной и в руку толщиной. Мифологически же наги – это полубожества. Их непосредственными прародителями принято считать мудреца Кашъяпу и жену его Кадру, которая просила дать ей возможность родить тысячу могучих детей. И через пятьсот лет у нее родились тысяча сыновей — могучих и мудрых волшебников-нагов, видом напоминающих громадных змей. Именно мудрых и именно волшебных, ибо они оборотни, которые могут принимать любой облик. Исследователи выделяют следующие морфологические доминанты: а) "простой" серпентоид (кобра или водяной питон-удав), б) гигантский серпентоид (может свободно заглотить слона) в) горыно-гидроидная форма (у гигантской змеи наличествуют три, семь, девять голов — змеиных или человеческих — на одном теле), г) "медузоподобная форма" (человек с большим количеством змей, выходящие из головы и/или плеч), д) гуманоидная форма (обычно очень красивый человек), е) кентавроидная форма (верхняя половина человеческая, нижняя — змеиная), ж) териоморфный вариант (эдакое чудовище; распространены в Таиланде и Малайзии) . Да, наги могут принимать различные формы — как жидкость подстраивается под тот сосуд, в который ее заливают. Возможно, это морфологическая подвижность и вправду обусловлена тем фактом, что наги в Индии считаются хранителями источников воды: колодцев, криничек, ручьев (336). Животворная влага семантически связана с плодородием и, как следствие, с богатством. Индусы говорят, что царство нагов (Нагалока; нижний ярус подземного мира — Поталы) по своей красоте превосходит все в мире. Да и у самих нагов, по мнению некоторых, в голове находится по драгоценному камню. В общем, связь с водой и богатством налицо, как и у подавляющего большинства драконов. Но вот что не как у большинства, так это статус «народа». А что, все атрибуты налицо: единство происхождения, территориально-государственная локализация, общий – правда, со всеми богами общий – язык, ну и общая религия. Да, добрая часть нагов являются буддистами (сидящего в известной позе Будду закрывает многоглавый наг Мукалинда). Короче говоря, наги – это не иранские демоны, и не китайские божества. Это просто у индусов, малайцев, тайцев соседи такие, со специфической родословной — змеиной и водяной. Камбоджийцы так вообще прямо говорят, что наги были древней расой, некогда создавшей огромную империю в юго-восточной Азии. От брака дочери короля наг и индийского брахмана произошли все кхмеры (поэтому они называют себя «детьми наг»). В разговоре об азиатском регионе нельзя обойти стороной еще две хоть и "небольшие", но специфические традиции — семитскую и тибетскую. В рамках первой из них драконы определяются словом "танин" (араб — تنين, "тиннин"), ведущего свое происхождение от ивритского "крокодила" (תנין, "танин"). Этимология здесь, видимо, аналогична славянскому "гаду" (праслав. *gadъ "отвратительное животное"), потому что им названы и "великие гады" моря (сотворенные всевышним в пятый день творения), и змея, в которого обратили на глазах фараона посох, и это же слово используется в качестве эпитета к фараону ("великий гад сидящий в своей реке" — тут явно в значении крокодил: в реке сидит, чешуей покрыт) и царю Вавилона ("как гад, набивший брюхо вкусной едой" — тоже, по-видимому, крокодил) (*******). Маленькое отступление. У знатока восточных земель и морей, персидского ученого и писателя Х века Бузурга Ибн-Шахрияра читаем: «В море водятся огромные страшные драконы, называются они таннинами. В разгар зимы, когда облака проходят над самой водой, таннин вылезает из моря и заползает в тучу, ибо он не выносит жара морской воды, которая в это время года кипит, как в котле. Таннин сидит неподвижно, охваченный холодом облака; ветры, дующие над водой, поднимают тучу вверх, и таннин поднимается вместе с ней. Туча движется по небу из одного края в другой; но, когда вода из нее испаряется, она превращается в тонкую пыль и рассеивается под дуновением ветра; таннин теряет свою опору и падает вниз — иногда в море, иногда на сушу. Если Аллах Всевышний желает покарать какой-нибудь народ, он сбрасывает таннина на эту страну. Чудовище пожирает верблюдов и лошадей, поедает крупный и мелкий скот, всячески губит жителей, пока само не подохнет, истребив всю пищу. Разные люди, часто плававшие по морю, говорили мне, будто не раз видели таннина, пролетавшего в облаке над их головами. Он лежал весь черный, вытянувшись в туче, а если облако рассеивалось, спускался в нижний слой и удерживался там. Часто кончик его хвоста свешивался наружу, но, почувствовав холод воздуха, таннин отодвигался вглубь, уносился в облаке и скрывался от взоров» (378). Впрочем, у арабов было еще одно название для дракона — Тубан (Thuban, су'бан или ту’бан). По крайней мере, так они называют ярчайшую звезду (α) в созвездии Дракона (само же созвездие — Аль-Тиннин) (********). Однако, сугубо семитский корень был, видимо, доминирующим. Так, например, известна арабская морская змея Тиннин (Tinnîn), чье второе имя Самудрару (Samudrâru). Сей корень оказался достаточно могуч, чтобы проникнуть не только от израильтян к арабам, но и к индусам. У тех есть (в позднейшей индийской мифологии) гигантская рыба Тимин. Другая такая рыба ещё больших размеров называется Тимин-гила («глотатель Тимина»), а третья, превосходящая и её своей величиной — Тимин-гила-гила, то есть глотатель глотателя Тимина. Что бы закончить с азиатским континентом предлагаю еще раз вернуться к Индии и Китаю, точнее к пространству между ними — к Тибету. Этот регион интересен тем, что тибетцы называют дракона весьма специфически — Brug. Вообще, конечно, это слово произносится по-разному в зависимости от диалекта, например "друк". Аналогичным образом называют его и в Бутане, где он является символом страны (помещен на флаг страны). Собственно, бутанцы называют свое государство Друк Юл или Друк Ценден — «страна дракона-громовержца». В этом смысле мне интересно, есть ли связь между тибето-бутанским друком и греко-римским драком... Кто б ответил, как говориться... Борхес "Дракон обладает способностью принимать различные облики, которые, однако, для нас непостижимы. Обычно его представляют с головой лошади, хвостом змеи, большими крыльями по бокам и четырьмя лапами, каждая с четырьмя когтями. Говорят также о его девяти подобиях: рога его подобны оленьим, голова — голове верблюда, глаза — глазам демона, шея — шее змеи, брюхо — брюху моллюска, чешуя — чешуе рыбы, когти — когтям орла, лапы — лапам тигра и уши — ушам быка. У некоторых экземпляров нет ушей, и они слушают рогами... История называет дракона родоначальником первых императоров (см. "Лун (китайский дракон)"). Его когти, зубы и слюна наделены целебными свойствами. По своему желанию он может быть видим людям или же невидим. Весною он возносится на небо, осенью погружается в пучину вод. У некоторых драконов нет крыльев, и они летают просто так. Наука различает разные виды драконов. Небесный дракон держит на своем хребте дворцы богов и не дает им упасть на землю; божественный дракон порождает на благо людям ветры и дожди; земной дракон направляет течение ручьев и рек; подземный дракон охраняет запретные для людей сокровища. Буддисты утверждают, что в их многих концентрических морях драконов не меньше, чем рыб; где-то во вселенной есть священное число, точно определяющее их количество. Китайский народ верит в дракона больше, чем в другие божества, так как сплошь да рядом видит их в меняющих форму облаках. Также Шекспир заметил, что бывают облака, похожие на дракона ("Some times we see a cloud that's dragonish"). Дракон повелевает горами, причастен к геомантии, обитает близ могил, связан с культом Конфуция, он — Нептун морей, но появляется и на суше. Царь морских драконов обитает в сверкающих подводных дворцах и питается опалами и жемчугом. Таких царей пять: главный живет в центре земли, остальные четверо — в четырех сторонах света. Длиною они не меньше лиги, и когда пошевельнутся, начинают колебаться горы. Драконы покрыты бронею из желтой чешуи. Под пастью у них борода, лапы и хвост волосаты. Лоб нависает над огненными глазами, уши небольшие и толстые, пасть всегда раскрыта, язык длинный, зубы острые. От дыхания дракона рыбы свариваются, от испарений его тела поджариваются. Поднимаясь на поверхность океанов, он порождает водовороты и тайфуны; летая по воздуху, причиняет бури, которые разрушают дома в городах и вызывают наводнения. Драконы бессмертны и способны общаться между собой на любом расстоянии, не нуждаясь в словах. Каждый третий месяц года они представляют верховным небесам годовой отчет." Европейский дракон — это "огромная, громоздкая змея с когтистыми лапами и крыльями — вот, пожалуй, самое привычное описание дракона. Он бывает черный, но самое главное, что он также ослепительно блестящ, и еще ему свойственно изрыгать пламя и дым. Вышеприведенное описание относится, конечно, к его нынешнему образу. Греки, похоже, называли драконом всякое крупное пресмыкающееся. Плиний сообщает, что летом дракон охотно пьет слоновью кровь, потому что она холодная. Он внезапно нападает на слона и, обвившись вокруг него, вонзает в него клыки. Обескровленный слон падает на землю и умирает, также умирает и дракон, придавленный тяжестью своей жертвы. Еще мы читаем у Плиния, что эфиопские драконы в поисках лучших пастбищ регулярно переплывают Красное море, направляясь в Аравию. Для этого четыре-пять драконов, переплетясь, образуют некое подобие плота, причем головы их торчат над водой. Еще один раздел у Плиния посвящен лекарствам, изготовляемым из органов дракона. Мы узнаем, что из его глаз, высушенных и растолченных с медом, готовится мазь, помогающая от ночных кошмаров. Жир драконова сердца, обернутый в шкуру газели и привязанный к руке оленьими сухожилиями, приносит успех в тяжбе; зубы дракона, также хранящиеся на теле, обеспечивают благосклонность господ и милость царей. С долей скептицизма Плиний приводит рецепт снадобья, делающего человека непобедимым. Его изготовляют из шкуры льва, из львиного костного мозга, из пены коня, только что победившего в скачках, из когтей собаки и из хвоста и головы дракона. В одиннадцатой песне "Илиады" мы читаем, что на щите Агамемнона был изображен синий трехглавый дракон; через много веков скандинавские пираты рисовали драконов на своих щитах и помещали резные изображения драконовых голов на носах своих длинных судов. У римлян дракон был значком когорты, как орел — значком легиона; отсюда происходят современные драгуны. На штандартах саксонских королей Англии были изображения драконов — дабы вселить ужас в войско неприятеля. В балладе об Атисе читаем: Се souloient Romains porter Се nous fait moult a redouter (Их римляне несли перед собой, От страха мы и проиграли бой.) На Западе дракона всегда представляли злобным. Одним из классических подвигов героев — Геркулеса, Сигурда, Св.Михаила, Св.Георгия — была победа над драконом и его убиение. В германских мифах дракон охраняет драгоценные предметы. В "Беовульфе", написанном в Англии в седьмом или восьмом веке, дракон стоит на страже сокровища три сотни лет. Сбежавший раб прячется в его пещере и крадет кубок. Пробудившись, дракон замечает кражу и решает убить вора, но время от времени возвращается в пещеру — проверить, не поставил ли он сам кубок не на то место. (Удивительно, что поэт приписывает чудовищу чисто человеческую неуверенность.) Затем дракон начинает разорять королевство, Беовульф его отыскивает и, сразившись с ним, убивает, вскоре после чего сам умирает от смертельной раны, нанесенной клыками дракона. Люди верили в реальность дракона. В середине шестнадцатого века дракон упоминается в "Historia Animaiium" Конрада Геснера, труде вполне научном. Время сильно подорвало престиж дракона. Лев для нас — это и реальность и символ, но минотавр всего лишь символ, никак не реальность. Дракон, вероятно, самое известное, но также самое незадачливое из фантастических животных. Он кажется нам чем-то ребяческим и нередко портит истории, в которых появляется. Стоит, однако, вспомнить, что тут мы имеем дело с современным предрассудком, возникшим, вероятно, из-за избытка драконов в сказках. Св.Иоанн в "Откровении" дважды упоминает дракона: "Древний змий, называемый диаволом и сатаною...". Св.Августин в том же духе пишет, что дьявол — "это лев и дракон: лев по своей ярости, дракон по своему коварству". Юнг замечает, что в драконе сочетаются пресмыкающееся и птица — стихии земли и воздуха." (1) Огненный змей В мифах татар-мишарей аждарха — огненный змей, он пробирается в дом к вдове в образе её умершего мужа и сожительствует с ней.
Драконы различных культур
Аврага Могой в монгольских легендах гигантский дракон-змея с 27 головами и 33 хвостами
Аждарха в мифологии тюркоязычных народов злой демон в виде дракона
Амфиптерий летающий дракон, не имеющий ног
Балаур в румынской мифологии существо, похожее на дракона
Бляго Адыгейский дракон
Болла дракон из албанской мифологии
Виверн геральдическая разновидность дракона с одной парой лап и нетопыриными крыльями
Гаргулец гад преогромный, дракон водный с шеею зело длиною, мордою вытянутою и буркалами, аки карбункулы светящимися
Дельфиния древнегреческий драконоподобный монстр, хранивший вырезанные Тифоном сухожилия Зевса
Дракон одно из наиболее распространенных вымышленных существ, встречающееся почти повсеместно, как правило — крылатый змей; общее название различных яшероподобных мифических существ
Ёрмунганд апокалиптичный морской змей из скандинавской мифологии, средний сын Локи и Ангрбоды.
Збуратор румынский атмосферный дракон и инкуб
Колчис змей-дракон, охранявший золотое руно в древнегреческой мифологии
Кучедра рогатый огнедышащий дракон албанской мифологии
Ладон огнедышащий дракон древнегреческой мифологии, страж сада Гесперид
Линдворм двуногий и бескрылый подвид европейского дракона
Лун китайский дракон
Моколе оборотни-рептилии (за исключением змей) из Мира Тьмы
Нидхегг дракон из скандинавской мифологии, грызущий корни мирового дерева и грешников
Пифон в древнегреческой мифологии змей, страж храма Геи, убитый Аполлоном
Саламандра в средневековых бестиариях, алхимической традиции и геральдике огненная ящерица, живущая в огне, символ и дух огня
Симплициссимус
|